Изобразительное искусство (Рисование)
Аннотация к рабочей программе по ИЗО 5-7
класс
1. Статус документа
Настоящая
программа по «Изобразительному искусству» для 5-7 класса создана на основе
федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,
определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами
учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства,
которые определены стандартом. Данная рабочая программа учебного курса
изобразительного искусства составлена на основе Авторской программы по ИЗО
Неменского Б.М.
2. Общая характеристика учебного
предмета
5
класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных
искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл,
связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в
наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык
изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как
народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.
Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные
художественные традиции и конкретные промыслы.
Для
формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с
народным,
крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно
хранит
и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы
эстетического отношения к миру.
Образный
язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в
декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и
чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе
изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно
осваивается учащимися от урока к уроку.
Именно
поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические
начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и
эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа,
культуры его труда, культуры человеческих отношений. Программа рассчитана на 35
часов, на 1 час в неделю.
6
класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются
основы грамотности художественного изображения (рисунок,
живопись),
понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся
с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая
изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле
проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры,
учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий
опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая
работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных
искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных
наук по отношению к прикладным. Программа рассчитана на 35 часов, на 1 час в
неделю.
Темы,
изучаемые в 7 классе, посвящены основам изобразительного искусства. Здесь
сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений
искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного
нарастания сложности задач и ступенчатого, последовательного приобретения
навыков и умений. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической
картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного
мышления учащихся: здесь формируются основы грамотности художественного изображения
(рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка.
Изучая
язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в
истории
искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом
деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его
культуре. Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в
чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий
опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая
работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных
искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных
наук по отношению к прикладным. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю,
на 35 часов в год.
3. УМК, используемый для реализации
рабочей программы учебник:
–
Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное
искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.:
Просвещение, 2010г.
•
дополнительные пособия для учителя:
–
О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5 класс. Поурочные планы по программе
Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 2010г.;
–
О.В. Свиридова, Изобразительное искусство: 6 класс. Поурочные планы по программе
Б.М. Неменского – Волгоград: Учитель,
–
О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 7 класс. Поурочные планы по программе
Б.М. Неменского – Волгоград: Учитель, 2010г.;
–
коллектив авторов под руководством Б.М. Неменского, Программа ИЗО и художественный
труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 2010;
–
Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного
творчества – Волгоград: Учитель,
–
С.А. Казначеева, С.А. Бондарева Изобразительное искусство. Развитие цветового
восприятия у школьников. 1- 6 классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;
–
О.В. Павлова Изобразительное искусство: 5-7 классы. Терминологические диктанты,
кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель,
–
О.В. Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и
контрольные
тесты – Волгоград: Учитель,
4. Цели программы обучения
-формирование
нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в
искусстве;
-
дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
-
понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов;
-
осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении
социальной роли конкретного человека и общества;
5. Задачи курса
-
учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики
обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного
языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни
общества, которыми порождается данный вид искусства;
-
учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни
людей;
-
проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления
интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.
Тематический
план предусматривает разные варианты дидактико- технологического обеспечения
учебного процесса. В частности: в 5 классах (базовый уровень)
дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п.
Для
информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается
использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с
помощью компьютера: электронная версия музеев мира.
6. Формы контроля
Промежуточную
аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки
знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки
знаний проводятся в форме практических работ, самостоятельных работ.
7. Результаты обучения
Учащиеся
должны понимать:
-значение
древних корней народного искусства;
-связь
времён в народном искусстве;
-место
и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;
-знать
несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель,
Жостово, Хохлома):
-уметь
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён:
Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;
- представлять
тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.
•
особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи,
графики, скульптуры;
•
основные жанры изобразительного искусства;
•
известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская
галерея), а также местные художественные музеи;
•
о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;
•
о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства.
•
о процессе работы художника над созданием станковых произведений;
•
о месте станкового искусства в познании жизни;
•
о бытовом жанре, историческом жанре, графических сериях;
•
о произведениях агитационно-массового искусства;
• о
произведениях выдающихся мастеров Древней Греции; эпохи итальянского Возрождения,
голландского искусства 17 века; испанского искусства 17- начала 19 веков;
французского искусства 17 – 20 веков; русского искусства;
•
о выдающихся произведениях современного искусства.
Учащиеся
должны уметь:
•
отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
•
создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного
искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры,
вариации орнаментальных мотивов);
•
создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой
(одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);
•
объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию
проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных
в материале.
•
работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;
•
выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем,
портретом;
•
добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;
•
передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
•
передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции,
характер черт, выражение лица;
•
передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний
линейной и воздушной перспективы;
•
в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
•
пользоваться различными графическими техниками
•
связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;
•
работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;
•
передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры
человека, её движение и характер;
•
изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;
•
выполнять элементы оформления альбома или книги;
• отстаивать
своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;
•
вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.
8. Учебно-тематический план
5 класс
Для
изучения раздела программы «Древние корни народного искусства» -11ч.
Для
изучения раздела программы «Связь времен в народном искусстве» - 8 ч.
Для
изучения раздела программы «Декор-человек, общество, время» - 8 ч.
Для
изучения раздела программы «Декоративное искусство в современном
мире»
- 7 ч.
6 класс
Для
изучения раздела программы «Виды изобразительного искусства и основы образного
языка» - 8 ч.
Для
изучения раздела программы «Мир наших вещей. Натюрморт» - 8 ч.
Для
изучения раздела программы «Вглядываясь в человека. Портрет» - 10 ч.
Для
изучения раздела программы «Человек и пространство в изобразительном искусстве»
- 8ч.
Тематический
план предусматривает разные варианты дидактико- технологического обеспечения
учебного процесса. В частности: в 6 классах (базовый уровень)
дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п.
Для
информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается
использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с
помощью компьютера: электронная версия музеев мира.
7 класс
Для
изучения раздела программы «Изображение фигуры человека и образа человека» - 8
ч.
Для
изучения раздела программы «Поэзия повседневности» - 8 ч.
Для
изучения раздела программы «Великие темы жизни» - 10 ч.
Для
изучения раздела программы «Реальность жизни и художественный образ» - 7 ч.
Тематический
план предусматривает разные варианты дидактико- технологического обеспечения
учебного процесса. В частности: в 7 классах (базовый уровень)
дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п. Для
информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается
использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная
версия музеев мира.
9. Литература
•
коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный
труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 2011;
•
Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. • О.В. Павлова .,
Изобразительное искусство: 5-7классы. • О.В. Свиридова, Изобразительное
искусство: 5-8 классы. Учитель, 2009г.;
•
О.В. Свиридова, Изобразительное искусство: 5 класс• С.А. Казначеева, С.А.
Бондарева, Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у
школьников. 1-6 классы.
.;
•
Алехин, А.Д. Изобразительное искусство/.
• Алехин, А. Д. Когда начинается
художник / Алехин, А.Д.–М.:Просвещение, 1994
•
Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству/ Аранова, С. В- СПб., 2011
•
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и учебник для уч-ся 5 - 7
кл.