Обществознание

АННОТАЦИЯ  К рабочим  ПРОГРАММАМ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 5-9 КЛАСС (базовый уровень)   

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; Примерной программы по обществознанию. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект - М: Просвещение, 2014.- (Стандарты второго поколения). Рабочей программы по Обществознанию 5-9 классы. – Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2014. Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:  развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов,· критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;  воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; при-· верженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;  освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об· обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;  формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;· экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений. Структура рабочей программы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения /М.:«Просвещение»,2014). Разделы: «Содержание учебного предмета» (5-9 классы) и «Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности». Отбор учебного материала для содержания программы по обществознанию осуществляется с учётом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5—9 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета. Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др. 2 Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:  определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебного плана);·  установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного· стандарта общего образования;  осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.·  повторительно-обобщающими уроками (в форме тестирования, работы с документами)·

 2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА «Обществознание»

 — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях. Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению. Обществознание в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 204 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. В 8 классах составляет 2 часа в неделю. В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Рассматривается жизнь и деятельность человека в различных сферах. 3 В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»). На втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно. В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество» — вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной жизни» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе. В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве. Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляет во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования: Клуб юных учёных, кружки социальной направленности «СМИ», спортивные секции и музейно- 4 экскурсионная работа. Курс имеет своё логическое продолжение в деятельности Ученического совета, системе воспитательной работы и системе самоуправления. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям. Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Логические связи предмета «Обществознание» с остальными предметами учебного образовательного плана: При изучении содержания курса по обществознанию в основной школе в каждом классе необходимо опираться на знания учащихся по смежным учебным предметам, прежде всего истории. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин, которое может проходить одновременно с изучением обществознания или опережать его. Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, тестового контроля.

 3.МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 Количество часов по плану: 204. 5 класс – 34ч., 6 класс – 34 ч., 7 класс – 34 ч., 8 класс – 68 ч., 9 класс – 34 ч. В неделю – 1 час.В 8кл 2 часа в неделю.  4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения: Формулировки личностных результатов во ФГОС 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; 5 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. УУД Формулировки метапредметных результатов во ФГОС Регулятивные 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 6 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуни- кативные 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью Хочу такой сайт

5.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА « ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 5– 9 класс

 Социальная сущность личности Человек в социальном измерении Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни. Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование. Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности». Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли. Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками. Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности? Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. Ближайшее социальное окружение Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения. Современное общество Общество — большой «дом» человечества Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика. Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы. 7 Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью. Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение. Общество, в котором мы живём Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу. Российское общество в начале XXI в. Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой. Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества. Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Место России среди других государств мира. Социальные нормы Регулирование поведения людей в обществе Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи. Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм. Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права. Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан. Как защищаются права человека в России. Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества—долг и обязанность. Основы российского законодательства Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Судебное разбирательство. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система. 8 Экономика и социальные отношения Мир экономики Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития. Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы. Типы экономических систем. Собственность и её формы. Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики. Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике. Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги. Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Особенности экономического развития России. Человек в экономических отношениях Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики. Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства. Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление. Права потребителя. Мир социальных отношений Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе. Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе. Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства. Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности. Политика. Культура Политическая жизнь общества Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика. Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства. Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации. Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии. Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление. 9 Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система. Межгосударственные отношения. Международные политические организации. Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Глобализация и её противоречия. Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм. Культурно-информационная среда общественной жизни Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет. Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость. Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране. Человек в меняющемся обществе Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСА Модули Разделы Часы 1. Социальная сущность личности (27 ч). 1.1. Человек в социальном измерении. 18 1.2. Ближайшее социальное окружение 9 2. Современное общество (27 ч). 2.1. Общество – большой дом для человечества. 12 2.2. Общество, в котором мы живѐм. 15 3. Социальные нормы (27 ч). 3.1. Регулирование поведения людей в обществе. 18 3.2. Основы российского законодательства. 9 4. Экономика и социальные отношения (27 ч). 4.1. Мир экономики. 27 4.2. Человек в экономических отношениях. 6 4.3. Мир социальных отношений. 9 5. Политика. Культура (27 ч). 5.1. Политическая жизнь общества. 16 5.2. Культурно-информационная среда общественной жизни 8 5.3. Человек в меняющемся обществе. 3 Итого 204. 10 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСА ПО ТЕМАМ 5 класс № п/п. Наименование разделов и тем Всего часов 1. Введение 1 час 2. Раздел 1. Человек 6 часов 3. Раздел 2. Семья 6 часов 4. Раздел 3. Школа 6 часов 5. Раздел 4. Труд 6 часов 6. Раздел 5. Родина 10 часов Итого 34 часов ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ № п/п Сроки Тема Вид контроля 1 Октябрь Практикум по теме «Человек» Контрольная работа 2 Ноябрь Практикум по теме «Семья» Контрольная работа 3 Декабрь Практикум по теме «Школа» Контрольная работа 4 Март Практикум по теме «Труд» Контрольная работа 5 Май Практикум по теме «Родина» Контрольная работа 6 Июнь Итоговое повторение по теме: «Основы граждановедения» Итоговое тестирование РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСА ПО ТЕМАМ 6 класс № п/п. Наименование разделов и тем Всего часов 1. Введение 2 часа 2. Раздел 1. Что такое человек? 12 часов 3. Раздел 2. Человек человеку – «друг» или «волк»? 8 часов 4. Раздел 3. Почему люди «добывают хлеб в поте лица»? 6 часов 11 ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ № п/п. Сроки Наименование разделов и тем Вид контроля 1. Декабрь Практикум по теме «Что такое человек?» Контрольная работа 2. Февраль Практикум по теме «Социальная сфера». Контрольная работа 3. Апрель Практикум по теме: «Экономическая сфера». Контрольная работа 4. Июнь Практикум по теме: «Политическая сфера». Контрольная работа РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСА ПО ТЕМАМ 7 класс № п/п. Наименование разделов и тем Всего часов 1. Введение 1 час 2. Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе. 14 часов 3. Глава 2. Человек в экономических отношениях. 14 часов 4. Глава 3. Человек и природа. 6 часов ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ № п/п. Сроки Наименование разделов и тем Вид контроля 1. декабрь Практикум по теме: «Регулирование поведения людей в обществе» Тестирование. 2. апрель Практикум по теме: «Человек в экономических отношениях». Тестирование. 3. май Практикум по теме: «Человек и природа». Тестирование. 4. май Итоговое повторение. Контрольная работа 8 класс РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСА ПО ТЕМАМ 5. Раздел 4. Зачем нужна власть? 7часов Итого 68 часов 12 № Раздел (глава). Примерное количество часов 1. Тема 1. Личность и общество 4 2. Тема 2. Сфера духовной культуры 10 3. Тема З. Экономика 14 4. Тема 4. Социальная сфера 5 5. Итоговое повторение 3 Итого 36 ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ № Тема Вид контроля Сроки 1. Тема 1. Личность и общество Тестирование, терминологический диктант. 4 неделя сентября 2. Тема 2. Сфера духовной культуры Тестирование. 2 неделя декабря 3. Тема З. Экономика Тестирование. 2 неделя апреля 4. Тема 4. Социальная сфера Тестирование. 3 неделя мая 5. Итоговое тестирование Тестирование 1 неделя июня 9 класс РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСА ПО ТЕМАМ № Наименование раздела Количество часов 1 Политика 10 2 Право 22 3 Итоговое повторение 2 ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ № Наименование раздела Вид контроля сроки 1 Политика Тест 2 неделя ноября 2 Право в жизни человека Письменное задание 2 неделя мая

 6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС 13 № п/п.

 Наименование разделов и тем Всего часов Характеристика основных видов деятельности обучающихся ( на уровне учебных действий). 1. \ Введение 1 час Модуль «Человек в социальном измерении» • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности; • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью; • сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода; • выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; • описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек; • давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам; • демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества; • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности; • описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности. Модуль «Ближайшее социальное окружение» • характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев; • характеризовать основные роли членов семьи, включая свою; • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов; 2. Раздел 1. Человек 6 часов 3. Раздел 2. Семья 6 часов 4. Раздел 3. Школа 6 часов 5. Раздел 4. Труд 6 часов 6. Раздел 5. Родина 10 часов Итого 34 часов 14 • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов. Модуль «Политическая жизнь общества» • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, особенности России как многонационального государства описывать государственные символы; характеризовать основные обязанности граждан РФ; • показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантности. • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства. 6 КЛАСС № п/п. Наименование разделов и тем Всего часов Характеристика основных видов деятельности обучающихся ( на уровне учебных действий). 1. Введение 2 часа Модуль «Человек в социальном измерении». • характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности; • сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода; • выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; • характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; • давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам; • демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества; • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности; • описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности. Модуль «Мир социальных отношений» • описывать межличностные отношения и их отдельные виды, сущность и причины возникновения межличностных конфликтов; • характеризовать большие и малые, формальные и неформальные социальные группы 2. Раздел 1. Что такое человек? 12 часов 3. Раздел 2. Человек человеку – «друг» или «волк»? 8 часов 4. Раздел 3. Почему люди «добывают хлеб в поте лица»? 6 часов 5. Раздел 4. Зачем нужна власть? 7часов Итого 34 часов 15 7 КЛАСС № п/п. Наименование разделов и тем Всего часов Характеристика основных видов деятельности обучающихся ( на уровне учебных действий). 1. Введение 1 час Модуль «Регулирование поведения людей в обществе» Выпускник научится:  характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ,· ответственность за нарушение законов; • использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина; • на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; • критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения 2. Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе. 14 часов 3. Глава 2. Человек в экономических отношениях. 14 часов 4. Глава 3. Человек и природа. Итого 6 часов 35 часов российского общества, распознавать их сущностные признаки; • характеризовать собственные основные социальные роли; • объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе; • проводить несложные социологические исследования; • ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе; • адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников. 16 и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; • использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю; • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;  моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав· и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку; • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие. Модуль «Человек в экономических отношениях». • характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности; • применять полученные знания для характеристики экономики семьи; • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт; • анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя; • решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики. 8 КЛАСС № п/п. Наименование разделов и тем Всего часов Характеристика основных видов деятельности обучающихся ( на уровне учебных действий). 1 Тема 1. Личность и общество 4 Модуль «Человек в социальном измерении» • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности; • выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; 2 Тема 2. Сфера духовной культуры 10 3 Тема З. 14 17 Экономика • характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; • демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества; • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности; • описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности. Модуль «Общество — большой «дом» человечества» • распознавать на основе приведѐнных данных основные типы обществ; • характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса; • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; • применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе; • выполнять познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития. Модуль «Человек в меняющемся обществе» • характеризовать явление ускорения социального развития; • объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях; • описывать многообразие профессий в современном мире; • характеризовать роль молодѐжи в развитии современного общества; • извлекать социальную информацию из доступных источников; • применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем; • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода; 4 Тема 4. Социальная сфера 5 5 Итоговое повторение 3 Итого 36 18 • оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни; • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодѐжи. Модуль «Общество, в котором мы живѐм» • характеризовать глобальные проблемы современности; • раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны; • формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны; • находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа; • характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе; • показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире. Модуль «Культурно-информационная среда общественной жизни». • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры; распознавать и различать явления духовной культуры; • описывать различные средства массовой информации; • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа; • видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение; • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; • характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях; • осуществлять рефлексию своих ценностей. Модуль «Мир экономики» • понимать и правильно использовать основные экономические термины; • распознавать на основе привѐденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; • объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики; • характеризовать функции денег в экономике; • анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления 19 и процессы; • получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт; • оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе; • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики. 9 КЛАСС № Наименование раздела Количеств о часов Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий). действий). ( на уровне учебных действий). 1 Политика 10 Модуль «Политическая жизнь общества»  характеризовать государственное устройство Российской Федерации,· описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления; • правильно определять инстанцию (государственный орган), в которую следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации; • сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства; • описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности; • характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя; • различать факты и мнения в потоке информации; • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; • соотносить различные оценки политических событий и процессов и • соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы. Модуль «Основы российского законодательства». • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных 20 ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; • характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско- правовых споров; • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления; • объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних; • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом; • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становлениеи развитие; • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами; • использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю. 2 Право 22 3 Итоговое повторение 2 Темы творческих работ и проектов 5 класс 1. Проект «На кого я похож». 2. Презентации «Мое хобби» (совместно с родителями, старшими школьниками). 3.Проект «Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность. 4. Презентации «Мой класс». 5. Сообщения о благотворителях и меценатах. 6. Проект «Народные умельцы». 7. Проект «Государственные символы России». 8. Проект «Мы – многонациональный народ. 21 6 класс 1. Социальный портрет моего сверстника. 2. Знай свои права (пособие для подростка). 3. Защита правопорядка. 4. Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?). 5. Бизнес (иллюстрированный словарь). 6. Как работает современный рынок. 7. Здоровый образ жизни. 8. Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность. 9. Мой город — город для всех. 10. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей. 11. Образовательная карта моего города (Куда пойти учиться?). 12. Человек долга — кто он, каков он? 13. Свободное время школьника. 7 класс 1. Знай свои права (пособие для подростка). 2. Защита правопорядка. 3. Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?). 4. Бизнес (иллюстрированный словарь). 5. Как работает современный рынок. 6. Человек долга — кто он, каков он? 7. Многообразие юридических профессий. 8. Как стать бизнесменом. 9. Моя реклама. 10. Растения и животные Красной книги Новосибирской области.

 7.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

 Для учителя: Маленкова, Л. И. Человековедение: программа и методические материалы для школьного педагога. - М.: Педагогическое общество России, 2000. Преподавание прав человека в 6-8 классах средней школы: книга для учителя: в 2 т. - М.: Реал-А, 2000. - Т. 1. - 18ВЫ 5-93444-010-1. Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. -- М., 2008. Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. -- СПб., 2001. Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. -- М., 2007. 22 Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. -- СПб., 2001. Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тиш-ков. - М., 2010. Кравченко А. И. Социология и политология: учеб, пособие для студентов средних проф. учеб, заведений /А. И. Кравченко. -- М., 2000. Дидактический материал: Отрывки из источников, художественных произведений, статьи СМИ Обучающие тестовые задания Индивидуальные карточки Познавательные, проблемные задания Тесты: Тесты для проведения самостоятельных работ, зачета Обучающие тесты на бумажных носителях Обучающие тесты на электронных носителях (презентации) Для обучающихся: 1.Барто, А. Стихи и поэмы: собр. соч.: в 3 т. - М.: Детская литература, 1970. 2. Домострой / под ред. В. Сенина. - СПб.: Лениздат, 1992. 3. Михалков, С. Избранные произведения: в 2 т. - М.: Детская литература, 1967. 4. Морозова, С. А., Элиасберг, Н. И. О самом главном: книга для чтения (для 7-9 классов общеобразовательных школ). - СПб.: Специальная литература, 1998. 5. Пословицы русского народа: сборник В. Даля. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. 5. Пчелов, Е. В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн: учебное пособие. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2002. 6. Соколов А.В. Граждановедение. - М.: Просвещение, 2005 Образовательные сайты: Яndex-энциклопедии. http://encycl.yandex.ru Рубрикон. http://www.rubricon.ru/ Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU. http://www.megabook.ru/ Lib.ru Библиотека Максима Мошкова http://www.rsnet.ru – Официальная Россия (сервер органов государственной власти РФ) http://www.president.kremlin.ru/ - Президент РФ http://www.ant-m.ucoz.ru/ - "Виртуальный кабинет истории и обществознания" http://www.alleng.ru/edu/social2.htm - Образовательные ресурсы Интернета - Обществознание http://www.hpo.org – Права человека в России http://www.chelt.ru – журнал «Человек и труд» http://www.fw.ru – Фонд «Мир семьи» Материально-техническое оснащение Компьютер Мультимедийный проектор 23 Презентации по темам уроков Конституция РФ Дидактический раздаточный материал 8.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 5 – 9 класс Человек в социальном измерении Выпускник научится: • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности; • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью; • сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода; • выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; • характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; • описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек; • давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам; • демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества. Выпускник получит возможность научиться: • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности; • описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности. Ближайшее социальное окружение Выпускник научится: • характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев; • характеризовать основные роли членов семьи, включая свою; • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов; 24 • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы. Выпускник получит возможность научиться: • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов. Общество — большой «дом» человечества Выпускник научится: • распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ; • характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса; • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; • применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе; • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества. Выпускник получит возможность научиться: • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития. Общество, в котором мы живём Выпускник научится: • характеризовать глобальные проблемы современности; • раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны; • называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации; • формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны; • находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа. Выпускник получит возможность научиться: • характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе; • показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире. Регулирование поведения людей в обществе Выпускник научится: • использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина; 25 • на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; • критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; • использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю. Выпускник получит возможность научиться: • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; • моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку; • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие. Основы российского законодательства Выпускник научится: • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; • характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров; • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления; • объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних; • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом. Выпускник получит возможность научиться: • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами; • использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю. Мир экономики Выпускник научится: • понимать и правильно использовать основные экономические термины; • распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; • объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики; 26 • характеризовать функции денег в экономике; • анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; • получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт. Выпускник получит возможность научиться: • оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе; • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики. Человек в экономических отношениях Выпускник научится: • распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их; • характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности; • применять полученные знания для характеристики экономики семьи; • использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе; • получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт. Выпускник получит возможность научиться: • наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания; • характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе; • анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя; • решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики. Мир социальных отношений Выпускник научится: • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы; • характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки; • характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства; • давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию; • характеризовать собственные основные социальные роли; • объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе; 27 • извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения задач; • использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества; • проводить несложные социологические исследования. Выпускник получит возможность научиться: • использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма; • ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе; • адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников. Политическая жизнь общества Выпускник научится: • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления; • правильно определять инстанцию (государственный орган), в которую следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации; • сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства; • описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности; • характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя; • различать факты и мнения в потоке информации. Выпускник получит возможность научиться: • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; • соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы. Культурно-информационная среда общественной жизни Выпускник научится: • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры; • распознавать и различать явления духовной культуры; • описывать различные средства массовой информации; • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа; • видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение. Выпускник получит возможность научиться: • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; • характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях; 28 • осуществлять рефлексию своих ценностей. Человек в меняющемся обществе Выпускник научится: • характеризовать явление ускорения социального развития; • объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях; • описывать многообразие профессий в современном мире; • характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества; • извлекать социальную информацию из доступных источников; • применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем. Выпускник получит возможность научиться: • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода; • оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни; • выражать и обосновывать собственную

Общество.pdf Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575922 Директор/Заведующий Шихмурзаев Баймурза Шихмурзаевич Дата подписания документа 14.07.2021 14:18:47 (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».