История
Аннотация к рабочей
программе по истории
5-9 классы
Рабочая программа предназначена для обучающихся с 5 по
9 классы МКОУ Аксайская СОШ №2. Содержание предмета выстроено с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, выполнения
требований к уровню подготовки обучающихся, психолого-педагогических принципов,
возрастных особенностей школьников, а также их разноуровневой подготовкой к
продолжению получения образования на уровне основного общего образования.
Рабочая программа включает следующие разделы:
- пояснительную
записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в учебном
плане школы, цели его изучения, основное содержание обучения;
- учебно-тематический
план с распределением учебных часов;
- требования
к уровню подготовки обучающихся;
- формы
контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки;
- учебно-методическое
обеспечение; перечень учебного оборудования и наглядных пособий.
Цели предмета:
• воспитание патриотизма, уважения к истории и
традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам
общественной жизни;
• освоение знаний о важнейших событиях, процессах
отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической
преемственности;
• овладение элементарными методами исторического
познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
• формирование ценностных ориентаций в ходе
ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными,
этно-национальными традициями;
• применение знаний и представлений об исторически
сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном,
полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном
взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Задачи изучения истории:
· формировать у молодого поколения ориентиры для
гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в
окружающем мире;
· дать обучающимся знания об основных этапах развития
человеческого общества ХХ века в социальной, экономической, политической,
духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во
всемирно-историческом процессе;
· воспитать обучающихся в духе патриотизма, уважения к
своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с
идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе
демократических ценностей современного общества;
· развивать способности обучающихся анализировать
содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и
настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности;
· формировать у школьников умения применять
исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в
общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе.
Рабочая программа по предмету история составлена
на основе следующих нормативно-правовых актов и документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
- Приказ
Минобразования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования».
- Приказ
Министерства образования Российской Федерации от 31.01.2012 г. № 69 «О
внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской
Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
- Закон
Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области».2. Региональный (национально-региональный) компонент
дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного)
общего образования Свердловской области от 17.01.2006 г. № 15- ПП.
Используемый учебно-методический комплект:
5 класс «История Древнего мира»:
1. Вигасин А.А. История
древнего мира: учебник для 5 класса общ-х учрежд. – 7-е изд. – М.: просвещение,
2007.
2. Арасланова О.В. История
древнего мира. 5 класс: поурочные разработки к учебнику А.А. Вигасина и др. 3-е
изд. М.: ВАКО, 2007.
3. Годер Г.И. рабочая
тетрадь по истории древнего мира. 5 класс, в 2-х частях.
4. Атлас по истории
древнего мира с набором контурных карт
6 класс «История средних веков»:
1. Агибалова Е.В. История
средних веков: учебник для 6 класса общ. Учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М.
Донской; под ред. А.А. Сванидзе. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2008. 272 с
2. Несмелова М.Л. Конспекты
уроков по истории ср. веков: 6 кл.: Метод. пособие: В 2-х ч. – М.: Изд-во
ВЛАДОС=ПРЕСС, 2001.
3. Крючкова Е.А. Рабочая
тетрадь к учебнику Е.В. Агибалова «История средних веков». М.: Просвещение,
2013.
4. Атлас с набором
контурных карт по истории средних веков
6 класс «История Отечества»:
1. Данилова АА, Косулина
ЛГ.: учебник для 6 класса общ-х учр-й.- 6-е изд.-М.: Просвещение,2013.
2. Набатова О.Г. Конспекты
уроков для учителя истории: История России с древнейших времен до 16 века: 6-7
класс. Методическое пособие. – М.: Изд-во ВЛАДОСС _ ПРЕСС, 2003.
3. Артемов А.Н. Рабочая
тетрадь по истории Отечества. Россия с древнейших времен до н.17 века. 6 класс.
– М.: просвещение, 2014.
4. Атлас с набором
контурных карт по истории Отечества с древнейших времен до конца 18 века
7 класс «История
России. XVII-XVIII век»:
1. «История России конца
XVI–ХVIII век» А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, 2013;
2. Данилов, А. А. История
России: конца XVI – XVIII век: рабочая тетрадь / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина.
– М.: Просвещение, 2008.
3. Атлас с набором
контурных карт по истории Отечества с древнейших времен до конца 18 века
7 класс «Новая история, 1500-1800 гг»:
1. Юдовская, А. Я. Всеобщая
история. История Нового времени, 1500–1800 гг.: учебник для 7 классов
общеобразовательных учреждений / А. Я. Юдовская, А. А. Баранов, Л. М.
Ванюшкина. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
2. Юдовская, А. Я. Новая
история 1500–1800 гг.: рабочая тетрадь / А. Я. Юдовская;
3. Атлас с набором
контурных карт по новой истории
8 класс «История России, 19 век»:
1. Данилов, А. А. История
России XIX век. 8 класс: учебное издание / А. А. Данилов, А. Г. Косулина. – М.:
Просвещение, 2008;
2. Данилов, А. А. Поурочные
разработки к учебнику «История России. XIX век» / А. А. Данилов, Л. Г.
Косулина. – М.: Просвещение, 2007;
3. Данилов, А. А. История
России. XIX в.: рабочая тетрадь в 2 ч. / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.:
Просвещение, 2008.
4. Атлас с набором
контурных карт по истории России. 19 век
8 класс «Новая история, 1800-1913 гг»:
1. Юдовская, А. Я. Новая
история. 1800–1913 гг. 8 класс / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов. – 11-е
изд. – М.: Просвещение, 2007;
2. Юдовская, А. Я. Рабочая тетрадь в 2 частях. 8 класс
/ А. Я. Юдовская.
3. Юдовская А.Я. Поурочное разработки к учебнику
«Новая история»:1800-1913: 8-й кл.: к учебнику Юдовской А.Я. и др. – М.:
Просвещение, 2008.
4. Атлас с набором контурных карт по новой истории
9. класс
«История. XX век»:
1. Данилов А.А., Косулина
Л.Г., Брандт М.Ю. История России, ХХ – начало ХХI века: учебник для
9кл. общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2007.
2. Сороко-Цюпа О.С.,
Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история. 9кл.учебник для
общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2010.
Федеральный базисный учебный план для образовательных
учреждений Российской Федерации отводится 350 часов для обязательного изучения
учебного предмета «История» на этапе основного общего образования в том числе:
в V, VI, VII, VIII, IX классах по 70 часов, из расчёта 2 часа на неделе.
Программа рассчитана на 350 учебных часов, на пользования разнообразных форм
организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и
педагогических технологий:
5 класс - 2 часа в неделю - 68
часов в год, 34 учебных недель:
История Древнего мира – 68 часов .
6 класс – 2 часа в неделю - 68 часов в год,
34 учебных недель:
История средних веков – 28 часов, История России с
древнейших времен до конца 16 века – 40 часов = 68 часов
7 класс – 2 часа в неделю - 68 часов в год,
34 учебных недель:
История России 17-18 вв – 44 часов, Новая история,
1500-1800 гг – 24 часов = 68 часов 8
класс – 2 часа в неделю - 64 часов в год, 34 учебных недель:
История России – 44 часа, Новая истории, 1800-1913 гг
– 24 часа = 68 часов 9 класс –
2 часа в неделю - 64 часов в год, 34 учебных недель:
интегрированный курс (История России, 20 век + Всеобщая
история, 20 век) – 68 часов.
С целью достижения высоких результатов
образования в процессе реализации программы используются следующие:
формы образования – комбинированный урок,
экскурсии, лекции, семинары, круглые столы, лабораторные работы, практические
работы, дискуссии; СДО (система дистанционного обучения),
самоподготовка. Система дистанционного обучения и самоподготовка –
формы изучения учебного материала, которые используются для обучающихся,
отсутствующих в школе по уважительной причине (больничный лист, приказ,
праздничные дни и др.)
- технологии
образования - личностно-ориентированные
технологии; здоровьесберегающие технологии; проблемное обучение, ИКТ,
работу в группах, индивидуальную работу учащихся, модульную, проектную,
информационно-коммуникативную;
- методы
мониторинга знаний и умений обучающихся – тесты, творческие
работы, проверочные работы, устный опрос и др.
- Формы и
средства контроля:
Текущий контроль: исторический диктант;
составление схем и сравнительных таблиц; работа с исторической картой;
самостоятельная работа; ОСК.
Промежуточный контроль: тест, письменная
проверочная работа. На основании «Положения о текущей и промежуточной
аттестации обучающихся» промежуточная аттестация по истории проводится с 5 по 9
классы в форме теста по изучению текущей главы в конце полугодия.
В результате изучения истории ученик
должен
знать/понимать
- основные
этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней;
выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие
достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе
исторического развития;
- изученные
виды исторических источников;
уметь
- соотносить
даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять
последовательность и длительность важнейших событий отечественной и
всеобщей истории;
- использовать
текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных
учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать
на исторической карте территории расселения народов, границы государств,
города, места значительных исторических событий;
- рассказывать
о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание
необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и
памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при
написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях,
рефератов;
- соотносить
общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты
исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические
явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных
исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых
исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала
причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять
свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России
и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания
исторических причин и исторического значения событий и явлений современной
жизни;
- высказывания
собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения
исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования
знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Владеть
компетенциями: коммуникативной, смыслопоисковой, компетенцией личностного
саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией,
учебно-познавательной и профессионально-трудовой.