рус.яз.7кл.pdf

Учитель: Багаева Аминат Рашитбековна
Всего – 170 часов (из расчёта 5 часа в неделю).
Программа для общеобразовательных учреждений автора М. Т. Баранова (М.: Просвещение).
Учебник: Русский язык. 7 класс./ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова (М.: Просвещение, 2011 год)
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного
стандарта основного общего образования, учебного плана школы на 2012 – 2013 учебный год и примерной Программы по русскому языку к учебнику
для 7 класса общеобразовательной школы авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой (М.: Просвещение, 2011 год), утвержденной
Министерством образования и науки РФ.
Количество часов соответствует программным требованиям: 170 часов (5 часов в неделю).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование
коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,
средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и
литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во
многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям
современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и
средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и
самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и
влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе
формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми
умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном
явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике
как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как языка русского народ, владение нормами русского речевого этикета, культурой
межнационального общения.
Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об
устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка,
речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения,
расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности
ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и
письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как
различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в
соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе
перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый
тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности
функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким
образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех
тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором –
дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические
единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не
только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности,
различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом,
процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно
связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивнокоммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским
литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие
готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах
русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую
русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения,
навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В
процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми
видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных
для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование,
оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников,
умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку,
самокоррекцию).
2. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 7 класса:
Учащиеся должны знать:
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
определения
основных
 производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с
изученных в 7 классе
причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными
языковых
явлений,
союзами;
речеведческих
понятий,
 составлять предложения с причастным и деепричастным оборотами;
орфографических
и
 соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
пунктуационных
правил, По орфографии:
По пунктуации:
По связной речи:
обосновывать свои ответы, находить в словах изученные выделять запятыми адекватно
воспринимать
и
создавать
тексты
приводя нужные примеры.
орфограммы, обосновывать их причастные обороты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и
выбор, правильно писать слова (стоящие
после сжато излагать повествовательные тексты с элементами
с изученными орфограммами; существительного),
описания (как письменно, так и устно) внешности человека,
находить
и
исправлять деепричастные
процессов труда. Описывать человека, процессы труда;
орфографические ошибки.
обороты.
писать рассказы на предложенные сюжеты; сочиненияПравильно писать изученные в
рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся).
7
классе
слова
с
Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях,
непроверяемыми
аргументировать свои выводы.
орфограммами.

Календарно – тематическое планирование (170 часов)
N п/п

Раздел. Тема
урока

Кол-во
часов

Характеристика
основных видов
деятельности ученика
(на уровне учебных

Формы урока и
контроль

Домашнее
задание

1

Русский язык как
развивающееся
явление

2

Синтаксис.
Словосочетание и
предложение

3

Синтаксический и
пунктуационный
разбор

1

4

Лексика и
фразеология.

1

1

1

действий)
Знакомство с
учебником,
эмоциональный
настрой
Повторить изученный
материал о словосочетании
и предложении, закрепить
пунктуационные навыки
Закрепить навыки
синтаксического и
пунктуационного разбора
предложения,
пунктуационные навыки
Закрепить навыки по
лексике и фразеологии,
развить внимание и речь,
навыки выразительного
чтения.

5

Фонетика и
орфография

1

Закрепить знания по
фонетике, развить
орфографическую зоркость,
выразительно чтения

6

Фонетический
разбор. Анализ
текста

1

Развить навыки
фонетического разбора

7

Словообразовани

1

Закрепить знания о

Лекция с элементами
беседы, работа со
словарем
Конструирование
словосочетаний и
предложений,
объяснительный
диктант
Выразительное
чтение, беседа по
вопросам,
подготовленный
диктант
Беседа по
вопросам,
подготовленный
диктант, словарная
работа.
Беседа по
вопросам,
выразительное
чтение,
подготовленный
диктант
Беседа по
вопросам,
выразительное
чтение,
подготовленный
диктант
Лингвистический

Упр. 3, 4

Упр. 8 (п), 9
(у)

Упр. 12

Упр. 14, 15

Упр. 18

Упр. 19, 22

Упр. 26

8

9

10

11

е и орфография

словообразовании

Морфемный и
словообразовател
ьный разбор
Морфология и
орфография
Самостоятельные
части речи
Морфология и
орфография.
Служебные части
речи
Морфологический
разбор
(практикум)

1

Уметь делать морфемный и
словообразовательный
разбор

разбор,
выразительное
чтение,
взаимопроверка
Взаимопроверка,
самостоятельная
работа

1

Закрепить знания о
морфологии разных частей
речи

Предупредительны
й диктант,
взаимопроверка

Упр. 31

1

Закрепить знания о
морфологии разных частей
речи

Объяснительный
диктант

Упр. 37

1

Закрепить навыки анализа
морфологического разбора

Лингвистический
разбор

Упр. 44

Закрепить навыки разных
видов лингвистического
разбора

Тест

Уметь применять разные
виды лингвистического
разбора
Закрепить понятие о тексте,
его особенностях, развить
навыки анализа текста

Диктант с
грамматическим
заданием
Выразительное
чтение, анализ
текста

Знать стили и языковые
особенности
публицистического текста.

Работа в группах,
анализ текста,
выразительное
чтение

12

Тестовая работа

1

13

Диктант по
повторению
изученного

1

14

Развитие речи.
Текст. Стили речи

1

15

Развитие речи.
Публицистически
й стиль, его
жанры, языковые
особенности

1

Упр. 27

Работа над
ошибками
в рабочих
тетрадях
Словарные
слова
§8

§8

16

Повторение
пройденного о
глаголе в 5-6 кл.

17

Причастие.
Свойства
прилагательных и
глаголов у
причастий

1

18

Синтаксическая
роль причастий в
предложении.

1

1

Повторить изученный
материал, закрепить
знания о глаголе
Определить
грамматические
признаки причастия,
уметь строить
рассуждение в научном
стиле на основе образца
доказательств в
опорных материалах,
согласовывать
причастие с
определяемым
существительным,
определять условия
выбора гласных в
окончаниях причастий.
Уметь определять
признаки глагола у
причастия, соблюдать
видовременную
соотнесенность,
употребляемых в
предложении
причастий с формой
глагола-сказуемого
Закрепить
представления о
причастии как части
речи, знать основные
признаки
публицистического
стиля, уметь

Беседа по вопросам,
подготовленный
диктант

Сообщение о
причастии по плану.
Объяснительный
диктант

Лингвистическая игра

§ 9, упр. 57

анализировать текст

19

20

21

Развитие речи.
Публицистически
й стиль.
Виды публичных
общественно
политических
выступлений
Склонение
причастий и
правописание
гласных в
падежных
окончаниях
причастий
Склонение
причастий и
правописание
гласных в
падежных
окончаниях
причастий
(практическая
работа)

22

Понятие о
причастном
обороте

23

Причастный
оборот,
выделение
причастного
оборота запятыми

1

Знать основные
признаки
публицистического
стиля, его значение,
развить навыки анализ
текста

Лингвистическая игра,
выразительное
чтение,
самостоятельная
работа

§ 10, упр.
62

1

Знать сходство
склонений причастий и
прилагательных,
закрепить навыки
разбора
словосочетаний

Устные выступления,
конструирование
предложений,
словарная работа

§ 11, упр.
62 (у), 67

1

Закрепить навыки
склонения причастий

Устные выступления,
самостоятельная
работа

§ 11

1

Знать понятие о
причастном обороте

Конструирование
предложений,
наблюдения над
текстом

§ 12, упр.
71

1

Уметь определять
границы причастного
оборота, составлять
схемы, понимать
отличия зависимого
слова от определяемого

Конструирование
предложений,
словарная работа

§ 12, упр.
73

24-25

26

27

28

Развитие речи.
Описание
внешности
человека

2

Действительные и
страдательные
причастия

1

Полные и краткие
страдательные
причастия
Действительные
причастия
настоящего
времени. Гласные
в суффиксах
действительных
причастий
времени

29

Действительные
причастия
прошедшего
времени

30

Действительные
причастия
прошедшего и
настоящего

1

1

1

1

На основе анализа
литературного образца
научиться описывать
внешность человека.
Закрепить навык
написания изложения
Знать понятие о
действительных и
страдательных
причастиях, развить
пунктуационные
навыки
Знать о страдательных
причастиях, краткой и
полной форме
Знать способы
образования
действительных
причастий настоящего
времени, правильно
выбирать гласную в
суффиксе
Знать способы
образования
действительных
причастий прошедшего
времени, правильно
выбирать гласную в
суффиксе
Закрепить навыки
правописание
действительных и
страдательных

Выразительное
чтение, наблюдение
над текстом,
конструирование
предложений

Черновик
сочинения

Конструирование
предложений

§ 14, упр.
85

Орфоэпическая работа

§ 15, упр.
89

Конструирование
словосочетаний,
словарная работа

§ 16, упр.
94

Эвристическая беседа,
конструирование
словосочетаний и
предложений

§ 16, упр.
94

Лингвистический
разбор,
самостоятельная
работа

§ 17, упр.
100

времени
(практикум)

31-32

Развитие речи.
Изложение с
использованием
причастий

причастий

2

Адекватно понимать
содержание текста,
выделять основную и
дополнительную
информацию,
определять
принадлежность текста
к типу речи, сохранять
при письменном
изложении
типологическую
структуру текста, его
выразительные
языковые и речевые
средства

Обсуждение плана,
пересказ

§ 18

1

Знать о страдательных
причастиях настоящего
времени, знать способ
выбора гласной в их
суффиксах

Беседа по вопросам,
конструирование
предложений,
словарная работа

§ 18, упр.
106 (п.),
107 (у)

Словарная работа

§ 19, упр.
110

Тренировочные
упражнения

§ 20, упр.
112

33

Страдательные
причастия
настоящего
времени. Гласные
в суффиксах
причастий
настоящего
времени

34

Страдательные
причастия
прошедшего
времени

1

35

Гласные перед н и
нн в полных и
кратких
страдательных

1

Знать способы
образования
страдательных
причастий прошедшего
времени
Знать правописание н и
нн в прилагательных и
причастиях, знать
выбор гласных перед н

причастиях

36

37-38

39

Одна и две буквы
н в суффиксах
страдательных
причастий
прошедшего
времени. Одна
буква н в
отглагольных
прилагательных,
образованных от
глаголов
Одна и две буквы
н в суффиксах
страдательных
причастий
прошедшего
времени. Одна
буква н в
отглагольных
прилагательных,
образованных от
глаголов
(практическая
работа)
Одна и две буквы
н в суффиксах
кратких
страдательных
причастий и в
кратких
отглагольных

в полных и кратких
страдательных
причастиях

1

Овладеть навыками
правописания н и нн в
суффиксах в суффиксах
страдательных
причастий прошедшего
времени, уметь
отличать страдательные
причастия прошедшего
времени от глагольных
прилагательных

Конструирование
предложений,
словарная и
орфоэпическая работа

§ 21, упр.
115

2

Знать правописание н и
нн в суффиксах
страдательных
причастий прошедшего
времени и в
прилагательных

Синтаксический
разбор,
конструирование
предложений,
словарная работа

§ 21, упр.
120

1

Знать правописание н и
нн в суффиксах
страдательных
причастий прошедшего
времени и в
прилагательных, знать
условия выбора н и нн в

Объяснительный
диктант,
тренировочные
упражнения

§ 22, упр.
124 (п), 129
(у)

прилагательных

40

41-42

43

44

суффиксах кратких
страдательных
причастий и в
отглагольных
прилагательных
Закрепить навыки
правописания
страдательных
причастий прошедшего
времени и
отглагольных
прилагательных, знать
значение и роль
кратких страдательных
причастий в тексте,
развить навыки
монологической речи,
навыки анализа текста
Закрепить навыки
правописания
причастий, развить
навыки письменного
изложения текста

Лингвистический
разбор, словарная
работа, элементы
анализа текста

Работа с планом,
самостоятельная
работа

Повторить
§ 9-22

1

Знать морфологический
разбор причастий

Лингвистический
разбор, элементы
анализа текста,
словарная работа

§ 23, упр.
131

1

Уметь воспринимать
текст на слух,
воспроизводить его,
соблюдая
орфографические и
пунктуационные
нормы, выполнять

Диктант с
грамматическим
заданием

Развитие речи.
Употребление
страдательных
причастий
прошедшего
времени в тексте

1

Развитие речи.
Выборочное
изложение

2

Морфологический
разбор причастия

Контрольный
диктант

§ 22

различные виды
разбора
45

Анализ
контрольного
диктанта

46

Слитное и
раздельное
написание НЕ с
причастиями

47

48

49

50-52

Слитное и
раздельное
написание НЕ с
причастиями
(практическая
работа)
Буквы е-ё после
шипящих в
суффиксах
страдательных
причастий
прошедшего
времени
Развитие речи.
Подготовка к
сочинениюописанию
внешности
человека (с
использованием
причастий)
Обобщение по
теме «Причастие»

1

Работа над ошибками

Индивидуальная
работа

1

Знать написание НЕ с
различными частями
речи, знать условия
выбора этой
орфограммы в
причастиях

Беседа по вопросам,
словарная работа

§ 24, упр.
134

1

Закрепить навыки
написания НЕ с
причастиями

Практическая работа,
лингвистический
разбор, словарная
работа

§ 24, упр.
138

1

Уметь объяснять и
обозначать
орфограммы «Гласные
после шипящих»,
соблюдать
орфоэпические нормы

Диктант «Проверяю
себя»

§ 25, упр.
141

1

Изучить типовую схему
сочинения-описания
внешности. Уметь
писать сочинениеописание внешности

Письменный и устные
ответы на вопросы

3

Уметь применять
правила написания

Самостоятельная
работа, повторение

Сочинениеописание

53

Контрольный
диктант

1

54

Анализ
контрольного
диктанта

1

55

Деепричастие как
часть речи

56

Деепричастный
оборот. Запятые
при
деепричастном
обороте

1

1

причастий, уметь
находить причастие в
тексте, определять их
грамматические
признаки,
разграничивать
омонимичные части
речи, определять
границы причастного
оборота, выделять его
на письме запятыми
Уметь воспринимать
текст на слух,
воспроизводить его,
соблюдая
орфографические и
пунктуационные
нормы, выполнять
различные виды
разбора

изученного
материала, тест

Работа над ошибками

Работа над ошибками

Аргументировано
доказывать
принадлежность слова
к деепричастию,
определять его
значение
Знать определение
деепричастного
оборота, понимать, что
добавочное действие
производится тем же

Диктант с
грамматическим
заданием

Объяснительный
диктант

Беседа по вопросам,
работа со схемами
предложений,
конструирование
предложений

§ 26

§ 27, упр.
165

лицом (предметом), что
и основное, уметь
находить
деепричастный оборот,
определять его
границы, правильно
ставить знаки
препинания,
использовать
деепричастия и
деепричастные
обороты в речи

57

58

59

Практическая
работа
«Выделение
деепричастных
оборотов на
письме».

Раздельное
написание НЕ с
деепричастиями

Деепричастия
несовершенного
вида

1

Находить
деепричастный оборот
в предложении, знать
роль деепричастных
конструкций

Беседа по вопросам,
работа со схемами
предложений,
конструирование
предложений

§ 27

1

Уметь безошибочно
писать НЕ с
деепричастием,
определять
синтаксическую роль в
предложении

Беседа по вопросам,
лингвистический
разбор, работа со
схемами
предложений,
конструирование
предложений

§ 28, упр.
173

1

Знать способы
образования
деепричастия
несовершенного вида,
уметь образовывать
деепричастия
несовершенного вида,
определять его
значение, сопоставлять

Беседа по вопросам,
лингвистический
разбор,
тренировочные
упражнения,
словарная и
орфоэпическая работа

§ 29, упр.
177

60

Деепричастия
совершенного
вида

61-62

Развитие речи.
Сочинение –
рассказ по
картине С.
Григорьева
«Вратарь»

1

2

с глаголом
Знать способы
образования
деепричастия
совершенного вида,
уметь образовывать
деепричастия
совершенного вида
Изучить типовую схему
текста-описания
действий. Уметь писать
сочинение-описание
действий

63

Морфологический
разбор
деепричастия

1

Уметь различать в
тексте деепричастие,
знать морфологические
признаки деепричастия

64

Итоговый урок по
теме
«Деепричастие»

1

Закрепить и обобщить
знания о деепричастии

1

Уметь распознавать
деепричастия по
значению на основе
структурносемантического и
грамматического
анализа слова,
отличать деепричастие
от других

65

Контрольный
диктант по теме
«Деепричастие»

Беседа по вопросам,
лингвистический
разбор,
тренировочные
упражнения,
словарная работа

§ 30, упр.
181 (п), 186
(у)

Написание сочинения
(упр.35-38, 39, учебник
«Русская речь.
Развитие речи» 7 кл.,
Е. И. Никитина)

Сочинение.

Лингвистический
разбор,
подготовленный
диктант,
занимательные
задания
Беседа по вопросам,
лингвистический
разбор, тест,
самостоятельная
работа

Диктант с
грамматическим
заданием

§ 31

Упр. 195

частей речи,
безошибочно писать
суффиксы
деепричастий,
правильно строить
предложения с
деепричастием и
деепричастным
оборотом,
пунктуационно
оформлять, исправлять
ошибки в
предложениях,
воспроизводить текст,
воспринятый на слух, в
соответствии с
нормами,
выполнять различные
виды разбора
66

Анализ
контрольного
диктанта

1

Работа над ошибками

67

Наречие как часть
речи

1

Знать грамматические
признаки наречия

68

Смысловые
группы наречий

1

Знать значения наречий

1

Знать способы
образования степеней
сравнения наречий,
уметь различать
степени сравнения
наречий и
прилагательных

69

Степени
сравнения
наречий

Работа над ошибками
Словарная работа,
тренировочные
упражнения
Тренировочные
упражнения
Тренировочные
упражнения,
конструирование
предложений

§ 32, упр.
199
§ 33, упр.
208, 210

§ 34, упр.
214 (п), 215
(у)

70

71

72

73

74

75

Морфологический
разбор наречия

Слитное и
раздельное
написание НЕ с
наречиями на –О
и –Е
Практикум
«Слитное и
раздельное
написание НЕ с
наречиями на –О
и –Е»
Буквы Е и И в
приставках НЕ- и
НИотрицательных
наречий
Одна и две буквы
Н в наречиях на –
О и –Е

Диктант

1

Знать порядок
морфологического
разбора наречий

Подготовленный
диктант,
лингвистический
разбор слов,
тренировочные
упражнения

1

Знать условия
написания НЕ с
наречиями на –о и –е и
другими частями речи

Подготовленный
диктант,
тренировочные
упражнения

1

Уметь безошибочно
писать НЕ с наречиями
на –о и –е и другими
частями речи

1

1

1

Знать написание
приставок НЕ- и НИ- с
местоимениями,
условия выбора
приставок с наречиями
Знать правописание Н и
НН в прилагательных и
причастиях, условия
выбора Н и НН в
наречиях
Знать правописание
наречий, исправлять
ошибки в
предложениях,
воспроизводить текст,
воспринятый на слух, в
соответствии с

Графический диктант,
словарная и
орфоэпическая
работа,
тренировочные
упражнения
Лингвистический
разбор, словарная
работа,
тренировочные
упражнения
Лингвистический
разбор, словарная
работа,
тренировочные
упражнения

Диктант с
грамматическим
заданием

§ 35, упр.
217 (п), 218
(у)

§ 36, упр.
221

§ 36, упр.
226

§ 37, упр.
229 (п), 231
(у)

§ 38, упр.
236

нормами,
выполнять различные
виды разбора
76

77-78

Анализ диктанта

Развитие речи.
Описание
действий

79

Буквы О и Е после
шипящих на
конце наречий

80

Буквы О и Е на
конце наречий

81

Развитие речи.
Описание
картины Е. Н.
Широкова
«Друзья»

1

Работа над ошибками
Изучить типовую схему
текста-описания
действий. Уметь писать
сочинение-описание
действий. Знать
значение наречий при
описании действий
Знать правописание О и
Е после шипящих в
разных частях речи,
знать условия выбора О
и Е после шипящих в
наречиях

Работа над ошибками

§ 39, упр.
239 (у)

Работа над планом,
элементы анализа
текста, сочинение

Сочинение.

Объяснительный
диктант,
лингвистический
разбор, словарная
работа

§ 40, упр.
243

1

Знать условия выбора
правописания О и А на
конце наречий

Лингвистический
разбор,
тренировочные
упражнения

§ 41, упр.
249

1

Совершенствовать
навык описания
произведений
живописи

Беседа по вопросам,
устное описание,
сочинение

2

1

82-83

Дефис между
частями слова в
наречиях

2

84-85

Дефис между

2

Знать случаи
употребления дефиса в
разных частях речи,
условия выбора этой
орфограммы в
наречиях
Уметь отличать наречия

Объяснительный
диктант,
тренировочные
упражнения
Словарный диктант,

Сочинение

§ 42 (стр.
114-116),
упр. 252,
256
§ 42

частями слова в
наречиях
(практикум)

86-87

Слитное и
раздельное
написание
приставок в
наречиях,
образованных от
существительных
и количественных
числительных

с дефисом от сходных
по звучанию сочетаний
предлогов с именными
частями речи, знать
роль наречий с
дефисом в текстах
разных стилей

2

Знать закономерности
слитного и раздельного
правописания наречий,
уметь отличать наречие
от сочетаний именных
частей речи с
предлогом

Знать случаи
употребления Ь на
конце наречий

88

Ь после шипящих
на конце наречий

89

Обобщение по
теме «Наречие»

Обобщить и закрепить
знания по теме

90-91

Практическая
работа по теме
«Наречие»

92

Контрольный
диктант по теме
«Наречие»

Уметь применять
теоретические знания
на практике
Уметь осуществлять
письменный речевой
самоконтроль;
развивать способность к

1

2

1

лингвистический
разбор, словарная
работа,тренировочные
упражнения

Словарная работа,
лингвистический
разбор, словарная
работа,тренировочные
упражнения,
конструирование
словосочетаний и
предложений
Лингвистический
разбор,
объяснительный
диктант,
тренировочные
упражнения
Лингвистический
разбор, свободный
диктант,
тренировочные
упражнения
Лингвистический
разбор, словарный
диктант, тест
Диктант с
грамматическим
заданием

§ 43, упр.
259, 262

§ 44, упр.
266

Упр. 274

Подготовка
к диктанту

93

Анализ диктанта

1

94

Категория
состояния как
часть речи

1

самооценке; соблюдать
в практике письма
орфографические и
пунктуационные нормы
современного русского
языка
Работа над ошибками
Знать определение,
особенности категории
состояния,
анализировать текст со
словами категории
состояния

Работа над ошибками

Тренировочные
упражнения

§ 45, упр.
277

Беседа по вопросам,
элементы
сопоставительного
разбора,
тренировочные
упражнения

§ 45, упр.
279

Лингвистический
разбор, элементы
анализа текста

§ 45, упр.
281

Лингвистический
разбор, элементы
анализа текста

§ 46, упр.
282

Лингвистический
разбор, элементы
анализа текста,

Сочинение

95

Категория
состояния и
другие части речи

1

Уметь отличать
категорию состояния от
глаголов и наречий

96

Развитие речи.
Употребление
слов КС в
художественной
речи

1

Знать роль слов
категории состояния в
художественной речи.

97

Морфологический
разбор категории
состояния.

98

Развитие речи.
Подготовка к
сочинению на

1

Знать порядок разбора
категории состояния,
уметь производить
устный и письменный
морфологический
разбор категории
состояния
Уметь анализировать
текст с целью
выявления

лингвистическую
тему

99

Самостоятельные
и служебные
части речи

100

Предлог как часть
речи

101102

Употребление
предлогов

1

1

2

существенных фактов;
излагать отобранный
материал
обобщенными
языковыми средствами;
уметь находить
ключевые слова в
тексте и определять
тему текста
Знать отличия
самостоятельных частей
речи от служебных,
узнавать служебные
части речи и определять
их значение,
уметь конструировать
предложения, используя
служебные части речи
Знать определение
предлога как
служебной части речи,
его роль в
предложении, уметь
отличать
предлог от
омонимичных
приставок, правильно
их писать
Уметь употреблять
предлоги с разными
частями речи,
соблюдать нормы
употребления
предлогов, производить

составление плана
черновик сочинения

Лингвистический
разбор, выполнение
упражнений

§ 47

Лингвистический
разбор, выполнение
упражнений,
словарная работа

§ 48, упр.
288, 289

Лингвистический
разбор, беседа по
вопросам, словарная
работа, выполнение
упражнений

§ 49, упр.
294, 295

103

Непроизводные и
производные
предлоги

104

Употребление
производных
предлогов в речи

1

105

Простые и
составные

1

1

синонимичную замену
предлогов, исправлять
допущенные ошибки
при
употреблении
предлогов
Знать разряды
предлогов по
происхождению,
приемы отграничения
предлогов от
омонимичных частей
речи, уметь отличать
производные предлоги
от омонимичных частей
речи, правильно
употреблять в речи
Уметь употреблять
предлоги с разными
частями речи,
соблюдать нормы
употребления
предлогов НЕСМОТРЯ
НА, В ТЕЧЕНИЕ, В
ПРОДОЛЖЕНИЕ и др.,
производить
синонимичную замену
предлогов, исправлять
допущенные ошибки
при
употреблении
предлогов
Знать отличия простых и
составных предлогов,

Лингвистический
разбор, выполнение
упражнений,
занимательная
лингвистика

§ 50, упр.
298

Лингвистическая игра,
беседа по вопросам,
выполнение
предложений

§ 50, упр.
301

Лингвистический
разбор,

§ 51, упр.
305

предлоги

106

Морфологический
разбор предлогов

107

Развитие речи.
Подготовка к
сочинению по
картине А. В.
Сайкиной
«Детская
спортивная
школа»

1

1

108109

Слитные и
раздельные
написания
производных
предлогов

2

110111

Слитные и
раздельные
написания
производных
предлогов
(практическая

2

уметь различать
предлоги и
синонимичные части
речи, находить простые
и составные предлоги
Знать план
морфологического
разбора предлога,
уметь выполнять
морфологический
разбор предлогов
Уметь создавать
рассказ-репортаж на
основе изображенного
на картине по данному
началу, высказывать
свои мысли, составлять
план сочинения
Знать условия слитного и
раздельного написания
производных предлогов,
уметь различать на
письме омонимичные
формы производных
предлогов и наречий,
предлогов и
существительных
Уметь отличать
производные предлоги
от самостоятельных
частей речи,
знать условия слитного
и раздельного

самостоятельная
работа, выполнение
упражнений

Лингвистический
разбор

Лингвистический
разбор,
выразительное
чтение, составление
плана, устное
описание картины

Элементы
сопоставительного
анализа, выполнение
упражнений,
словарная работа

Свободный диктант,
практическая работа

§ 52, упр.
306

Сочинениерепортаж

§ 53, упр.
311, 310

работа)

112

Союз как часть
речи

1

113

Простые и
составные
союзы

1

114

Союзы
сочинительные и
подчинительные

115116

Развитие речи.
Употребление
сочинительных и
подчинительных
союзов в
художественной

1

1

написания
производных предлогов
Знать определение
служебной
части речи - союза,
уметь опознавать союз,
определять его роль в
предложении и тексте,
правильно ставить
знаки препинания в
предложениях с
однородными членами
и в сложных
предложениях
Знать разряды союзов
по строению, уметь
определять роль
союзов в предложении
и тексте, ставить знаки
препинания в простых
и сложных
предложениях
Уметь отличать
сочинительные союзы
от подчинительных,
правильно их
использовать в
сложном предложении
Уметь опознавать
союзы, знать функции и
значение союзов в
художественных текстах

Беседа по вопросам,
выполнение
упражнений,
словарная работа

§ 54, упр.
314, 316
(п), 317 (у)

Выполнение
упражнений

§ 55, упр.
319

Выполнение
упражнений,
словарная работа

§ 56

Выразительное чтение

§ 56

речи

117

118119

Запятая между
простыми
предложениями в
союзном сложном
предложении

Сочинительные
союзы

1

2

120

Подчинительные
союзы

1

121

Морфологический
разбор союза

1

Уметь находить границу
между простыми
предложениями в
составе союзных
сложных, использовать
различные
синтаксические
конструкции, знать
условия постановки
запятой между
простыми
предложениями в
союзном сложном
предложении
Знать группы
сочинительных союзов
по значению,
определять роль
союзов в предложении
и тексте, ставить знаки
препинания в простом и
сложном предложении
Знать разряды
подчинительных
союзов по значению,
уметь отличать
сочинительные союзы
от подчинительных,
правильно их
использовать в
сложном предложении
Уметь выполнять
морфологический

Конструирование и
разбор предложений,
выполнение
упражнений,
построение схем

§ 57, упр.
325

Конструирование и
разбор предложений,
выполнение
упражнений,
построение схем

§ 58, упр.
329, 336
(п), 334 (у)

Конструирование и
разбор предложений,
выполнение
упражнений,
построение схем

§ 59, упр.
340

Выполнение
упражнений,

§ 60, упр.
342 (п), 343

122123

Развитие речи.
Сочинениерассуждение о
книге.

124125

Слитное
написание союзов
ТОЖЕ, ТАКЖЕ,
ЧТОБЫ

2

126

Обобщение по
теме «Союз»

1

127-

Контрольные

2

2

разбор союзов
Уметь рассуждать и
сопоставлять, писать
сочинение по
составленному плану,
оценивать содержание,
форму и стиль книги,
владеть разными
типами речи
Уметь различать
союзы ТОЖЕ,
ТАКЖЕ, ЧТОБЫ от
других частей речи,
правильно их писать,
употреблять в речи,
интонационно и
пунктуационно
оформлять, соблюдать
нормы при
произношении союзов
ЧТО, ЧТОБЫ
Уметь опознавать
союзы, различать
сочинительные и
подчинительные
союзы, определять их
значение, отличать от
смешиваемых
языковых явлений,
определять роль в
предложении и тексте,
употреблять с учетом их
стилистической окраски
Уметь различать

словарная работа

Составление плана,
самостоятельная
работа

(у)

§ 61

Выполнение
упражнений,
словарная работа

§ 61, упр.
347

Беседа по вопросам,
подготовленный
диктант

Упр. 353

Беседа по вопросам,

128

129

уроки по темам
«Предлог» и
«Союз»

Контрольный
диктант

1

предлоги разных
разрядов, правильно
писать, различать на
письме производные
предлоги и созвучные
словосочетания,
анализировать
экспрессивное
использование
предлогов в
художественных
текстах, правильно и
точно употреблять
предлоги. Уметь
опознавать союзы,
различать
сочинительные и
подчинительные
союзы, определять их
значение, отличать от
смешиваемых
языковых явлений,
определять роль в
предложении и тексте,
употреблять с учетом их
стилистической окраски
Уметь опознавать
союзы, различать
сочинительные и
подчинительные
союзы, определять их
значение, отличать от
смешиваемых
языковых явлений,

тест, выполнение
упражнений

Диктант с
грамматическим
заданием

130

Анализ
контрольного
диктанта

1

131

Частица как часть
речи

1

определять роль в
предложении и тексте,
употреблять с учетом их
стилистической
окраски, определять
тему, основную мысль
текста, стиль и тип речи,
производить языковой
анализ отдельных
элементов текста,
анализировать
правописание союзов и
предлогов и
пунктуацию в простом и
сложном предложениях
Умение
корректировать свои
работы
Знать особенности
частицы как служебной
части речи, семантику
частиц, их функции в
речи и языке,
уметь находить частицы,
которые вносят
дополнительные
оттенки значения в
предложение, и
частицы, служащие для
образования
наклонений глагола;
доказывать
принадлежность слова к
частице.

Работа над
ошибками

Выполнение
упражнений, работа
над интонацией

§ 62, упр.
359

132

Разряды частиц.
Формообразующи
е частицы

133134

Смысловые
частицы

2

135

Раздельное и
дефисное
написание частиц

1

136137

Развитие речи.
Сочинение по
картине К. Ф.
Юона «Конец
зимы. Полдень»

2

1

Знать разряды частиц по
значению, функции
формообразующих
частиц, уметь отличать
частицы от других частей
речи
Уметь находить
смысловые частицы в
предложении,
определять группы
смысловых частиц,
оценивать их
выразительную роль,
конструировать
предложения с
различными частицами,
знать разнообразие и
функции смысловых
частиц, их
функционирование в
определенных стилях
речи
Знать случаи
раздельного и
дефисного написания
частиц, уметь отличать
частицы от других
частей речи
Уметь составлять текстрассказ по
изображенному на
картине, владеть речью,
осваивать сложные
конструкции

Беседа по вопросам,
тренировочные
упражнения

§ 63, упр.
364

Беседа по вопросам,
тренировочные
упражнения,
словарная работа

§ 64, упр.
369, 374

Тренировочные
упражнения

§ 65, упр.
379, 381

Составление плана

§ 66, упр.
384

138

Морфологический
разбор частицы

1

139140

Отрицательные
частицы НЕ и НИ

2

Знать порядок
морфологического
разбора,
уметь выполнять
морфологический
разбор частицы
Понимать значение
частиц НЕ и НИ,
смысловые различия
частиц НЕ и НИ, уметь
использовать алгоритм
рассуждения при
различении значений
этих частиц, различать
приставку НЕ и частицу
НЕ, употреблять частицу
НЕ с разными частями
речи,
Уметь различать
отрицательные частицы
НЕ и НИ, правильно
употреблять их в речи в
соответствии со
значением и ролью в
предложении, отличать
частицу НИ от
повторяющегося
сочинительного союза
НИ-НИ, понимать, что
такое двойное
отрицание, знать роль
частицы НЕ в
восклицательных
предложениях,

Выполнение
упражнений

Анализ предложений,
выполнение
упражнений

§ 67, упр.
387, 391

141

Различение
частицы НЕ и
приставки НЕ-

142143

Практическая
работа по теме
«Различение
частицы НЕ и
приставки НЕ-»

144145

Развитие речи.
Сочинениерассказ по
данному сюжету

1

2

2

значение частицы НИ в
устойчивых сочетаниях
Уметь применять
правило написания НЕ
с различными частями
речи, различать на
письме частицу НЕ и
приставку НЕ-,
применять правило
написания НЕ в
отрицательных и
неопределенных
местоимениях, в
отрицательных
наречиях
Уметь применять
правило написания НЕ с
различными частями
речи, различать на
письме частицу НЕ и
приставку НЕ-,
применять правило
написания НЕ в
отрицательных и
неопределенных
местоимениях, в
отрицательных
наречиях
Уметь выстраивать
схему текстаповествования,
определять основную
мысль рассказа,
составлять текст-рассказ

Выполнение
упражнений,
словарная и
орфоэпическая работа

§ 68, упр.
395

Выборочный диктант,
выполнение
упражнений

§ 68, упр.
400 (п), 402
(у)

Составление плана,
устные рассказы,
написание сочинения

Сочинениерассказ

146

Частица НИ,
приставка НИ-,
союз НИ-НИ

147148

Обобщение по
теме «Частица»

149

Контрольный
диктант

1

2

1

по данному сюжету от
лица одного из героев
Уметь различать
частицу и приставку
НИ-, союз НИ-НИ,
выбирать правильное
написание, уметь
писать безошибочно
выражения НЕ ЧТО
ИНОЕ, КАК, НЕ КТО
ИНОЙ, КАК, НИЧТО
ИНОЕ, НИКТО ИНОЙ,
устойчивые сочетания
слов с НИ,
конструировать
предложения с
ними
Уметь использовать
частицы для
выражения отношения
к действительности и
передачи разных
смысловых оттенков
речи, различать НЕ и НИ
на письме,
безошибочно
употреблять НЕ с
разными частями речи
Знать морфологические
признаки частицы,
орфографию предлога,
союза и частицы,
уметь применять
изученные

Выполнение
упражнений

Словарный диктант,
анализ предложений
тест, выполнение
упражнений

Диктант с
грамматическим
анализом

§ 69, упр.
406 (п), 407
(у)

Упр. 141

орфографические
правила
150

Анализ
контрольного
диктанта

1

151

Междометие как
часть речи

152

Дефис в
междометиях.
Знаки
препинания при
междометиях

1

153

Производные

1

1

Работа над ошибками
Понимать, что
междометия не
являются ни
самостоятельными, ни
служебными частями
речи, уметь
распознавать
междометия,
определять группы
междометий по
значению и
происхождению,
употреблять
междометия,
выразительно читать
предложения с
междометиями,
пунктуационно
оформлять на письме
Знать о
пунктуационном
оформлении
междометий, уметь
интонационно и
пунктуационно
употреблять
междометия в речи и
тексте
Уметь отличать

Работа над ошибками

Подготовленный
диктант, выполнение
упражнений

§ 70, упр.
416

Лингвистический
разбор, выполнение
упражнений

§ 71

Лингвистический

§ 70-71,

междометия

154

155

Междометия и
другие части речи

Междометия в
художественной
речи

производные
междометия от
самостоятельных частей
речи

разбор, выполнение
упражнений

1

Знать значение
междометий в роли
других частей речи,
отличать междометия
от других частей речи от
звукоподражательных
слов

Лингвистический
разбор, анализ
предложений

1

Правильно и уместно
использовать
междометия для
выражения эмоций,
этикетных формул,
команд, приказов,
уметь интонационно и
пунктуационно
выделять междометия
в предложениях,
понимать
экспрессивное
использование
междометий и
звукоподражательных
слов в разговорной
речи и художественном
произведении,
различать
омонимичные

Элементы анализа
текста

упр. 421

Выписать
из
художественных
произведений
предложения с
междометиями

§ 70-71

156

Обобщение по
теме
«Междометие»

1

157

Разделы науки о
русском языке.
Текст. Стили речи.

1

158159

Развитие речи.
Сочинение

2

междометия и
самостоятельные
части речи
Уметь отличать
междометия от других
частей речи, определять
значения междометий,
пунктуационно
оформлять
междометия
Знать разделы
языкознания,
особенности текста,
черты
стилей речи, уметь
создавать тексты,
находить фрагменты с
иным типовым
значением, определять
стили речи, прямой и
обратный порядок
слов предложений
в предложений
текста, способы и
средства связи
предложений в тексте
Уметь составлять
сообщение по
заданной теме,
определять тему в
соответствии с
заглавием, составлять
план, выбирать стиль
речи и определять

Конструирование
предложений,
составление плана

§ 72

Беседа по вопросам

Упр. 427

Составление плана,
сочинение

§ 74

160

Фонетика.
Графика

1

161

Лексика и
фразеология

1

162

Морфемика и
словообразование

1

163-

Морфология

2

композицию,
предупреждать
возможные речевые
ошибки,
соблюдать нормы
литературного
языка
Знать и уметь
выполнять
фонетический и
графический разбор
Знать основные
сведения по разделу,
владеть большим
запасом слов в
активной лексике,
умело использовать
фразеологизмы в речи,
составлять
предложения со
словами иноязычного
происхождения,
отличать
грамматическое
значение слова от
лексического
Знать состав слова,
способы
словообразования,
уметь производить
морфемный и
словообразовательный
разборы слов
Знать основные понятия

Беседа по вопросам,
выполнение
упражнений

§ 75

Беседа по вопросам,
выполнение
упражнений

§ 76

Беседа по вопросам,
выполнение
упражнений

§ 77, упр.
439

Беседа по вопросам,

§ 78, упр.

164

165

Орфография

1

166

Синтаксис

1

167

Пунктуация

1

168

Контрольный
диктант

1

раздела,
уметь различать части
речи, определять их
морфологические и
синтаксические
признаки, соблюдать
морфологические
нормы
Знать понятие
«орфограмма»,
соблюдать правописные
норм, уметь применять
изученные орфограммы
Знать основные
теоретические понятия
раздела,
уметь применять
изученные
пунктуационные
правила, знать и уметь
выполнять
синтаксический разбор,
уметь определять виды
и способы связи
Знать основные
теоретические понятия
раздела,
уметь применять
изученные
пунктуационные
правила
Уметь воспринимать
текст на слух, писать
его под диктовку,

выполнение
упражнений

445

Беседа по вопросам,
выполнение
упражнений,
словарный диктант

§ 79, упр.
453

Беседа по вопросам,
выполнение
упражнений,
предупреди-тельный
диктант

§ 80, упр.
459

Беседа по вопросам,
выполнение
упражнений

Упр. 464

Диктант с
грамматическим
заданием

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

169

Анализ
контрольной
работы

1

170

Итоги учебного
года

1

соблюдать на письме
орфографические и
пунктуационные
нормы, выполнять
различные виды
разбора
Умение
корректировать свои
работы
Уметь применять
полученные знания по
русскому языку

Работа над ошибками

Итоговый тест, беседа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (928) 587-24-99

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».